Послесловие к возрождённому празднику 3 сентября: расплата Японии за агрессию

Версия для печати Версия для печати
    0
05 сентября 12:32 Авторы
Послесловие к возрождённому празднику 3 сентября: расплата Японии за агрессию

С нынешнего года 3 сентября Россия отмечает День окончания второй мировой войны, который для сахалинцев и курильчан является еще и Днем освобождения островов. С учетом складывающейся геополитической ситуации это событие крайне политизировано, его значение пытаются умалить, представляя, например, Советский Союз агрессором, напавшим на мирную Японию: якобы, после ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки (6 и 9 августа 1945 года) страна уже была готова сдаться, а СССР вероломно воспользовался моментом, с тем чтобы оккупировать исконно японские земли — Южный Сахалин и Курильские острова, нарушив при этом пакт о нейтралитете, который Япония тщательно соблюдала.

Эта позиция японской стороны активно внедряется повсюду, где только можно, и под ее влияние попадают и наши соотечественники, плохо, к сожалению, знающие историю.

Именно поэтому давайте вспомним очевидные факты.

Была ли Япония мирной страной? Спросите это у китайцев и корейцев, у других оккупированных народов Юго-Восточной Азии. Спросите это у тех же США (или хотя бы посмотрите фильм «Пёрл-Харбор»). Целью тогдашней Японии было господство над всем Тихоокеанским регионом, и в ее достижении она не стеснялась в средствах.

Интересовал ли её наш Дальний Восток? Да, безусловно. В прошлом веке она уже пробовала оккупировать его, но не вышло. Однако попытки проверить СССР на прочность продолжались в 1938-39 годах боями у озера Хасан и реки Халхин-Гол. И крупнейшая континентальная Квантунская группировка всю Вторую мировую стояла у наших границ совершенно не случайно. Полуторамиллионная армия, нависшая над Дальним Востоком, вынуждала нашу страну даже в самые тяжёлые времена Великой Отечественной держать здесь крупные — до миллиона бойцов — силы прикрытия, которые были столь необходимы на фронте. Планы вторжения поломали наша победа под Сталинградом и действия союзников на Тихоокеанском океане.

Было ли вступление Советского Союза в войну вероломным?

Ни в коем случае. На Ялтинской конференции глав союзных держав (февраль 1945 года) СССР взял на себя обязательство через 2-3 месяца после завершения войны в Европе начать войну с Японией. Да, наша страна решала при этом свои геополитические задачи — обеспечить себе закупоренный в то время выход в Тихий океан, то есть, вернуть себе Южный Сахалин и Курильское острова. Но и союзнический долг оставался союзническим долгом — и ленд-лиз, и «второй фронт» помогли победе над Германией.

После этого решения, 5 апреля, СССР официально, с соблюдением всех дипломатических протоколов, денонсировал упомянутый пакт о нейтралитете.

В июле 1945 года в немецком Постдаме прошла ещё одна встреча руководителей союзных держав. Помимо всего прочего на ней обсуждались и вопросы предстоящей войны с Японией. Главам правительств США и Великобритании было крайне важно получить личное подтверждение от Сталина, что СССР вступит в войну с Японией. И они его получили.

Почему важно? Да потому что Япония совсем не потеряла своего военного потенциала (одна Квантунская группировка чего стоила). По расчетам американского военного командования без участия Советского Союза война могла затянуться минимум до 1947 года и привести к гибели до 1,5 миллиона военнослужащих союзников и 10 миллионов японцев — как военных, так и гражданских.

Уже в мае 1945 года СССР начал переброску войск на Дальний Восток и 8 августа вступил в войну.

Ядерные бомбардировки? Да, они стали шоком. Но прежде всего для высшего руководства. А вот в войсках о них не знали — не было тогда интернета, да и по радио об этом не распространялись. А если какие-то сведения до солдат и доходили, то нисколько не влияли на их моральный дух. Как, например, не подорвало боеспособность немецких войск уничтожение авиацией США и Великобританией Дрездена.

Приведём несколько цитат: «Сначала сбрасывались фугасные бомбы, чтобы разрушить крыши и обнажить деревянные конструкции зданий, затем — зажигательные бомбы, и снова — фугасные для затруднения работы противопожарных служб. В результате бомбардировок образовался огненный смерч, температура в котором достигала 1500°C».

В 1953 году в труде немецких авторов «Итоги Второй мировой войны» генерал-майор пожарной службы Ганс Румпф писал: «Количество жертв в Дрездене подсчитать невозможно. По данным Госдепартамента, в этом городе погибло 250 тыс. жителей, однако действительная цифра потерь, конечно, гораздо меньше; но даже 60-100 тыс. человек гражданского населения, погибших в огне за одну только ночь, с трудом укладываются в человеческом сознании». Это было сравнимо с Хиросимой, однако, война тем не менее продолжалась.

Подлинным же шоком для японского руководства стало именно вступление в войну СССР. 9 августа на экстренном заседании Военного совета премьер-министр Кантаро Судзуки заявил, что вступление в войну Советского Союза ставит (страну) окончательно в безвыходное положение.

Ещё большим шоком стал ход этой войны. По оценке союзников бои в Маньчжурии должны были продлиться не меньше года. Но Квантунская армия была разгромлена за 11 дней. Видя стремительное наступление советских войск, 14 августа император Японии (с 1926 по 1989 годы) Хирохито объявил о прекращении войны, приказав армии сложить оружие. Но войска продолжали сопротивление. Наиболее ожесточенные бои шли на Сахалине и Северных Курилах.

Мирные американцы, особо не раздумывая, сожгли около 100 тысяч японцев. Агрессивные русские взяли в плен 62 тысячи японских солдат и офицеров. В том числе 7 генералов. Но японцы до сих пор плачут о забранных злобными русскими островах, и совсем почти не возражают против 91 военного объекта США, на которых в поте лица трудятся около 100 тысяч американских военных и членов их семей.

Фактическая точка в войне была поставлена только 22 августа в сахалинском Макарове (Сиритори). А официальная точка — 2 сентября на борту американского линкора «Миссури» в водах Токийского залива, когда министр иностранных дел Японии Мамору Сигемицу и начальник генерального штаба генерал Йосидзиро Умедзу подписали «Акт о безоговорочной капитуляции Японии».

Вот об этом и будем помнить. Как и о том, что со стороны СССР это была освободительная война. И не случайно 15 августа ежегодно отмечают в обоих Кореях как праздник День Освобождения, а в России и Китае 3 сентября — как день Победы над милитаристской Японией, ознаменовавший окончание Второй Мировой войны. #bryakingnews



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также