- Брянск.News - https://bryansk.news -

Город засыпает — просыпаются книголюбы; в пандемию люди стали больше читать

В первую волну пандемии в мировой книжной индустрии произошел огромный скачок. Люди стали больше читать. Причем не только печатные издания, но и электронные, и даже аудиокниги. Как выглядит книжная индустрия сейчас, разбирался Plus-one.ru [1].

Как пандемия повлияла на книжную индустрию

Во время пандемии книжная отрасль столкнулась с серьезными проблемами, в том числе из-за закрытия офлайн-магазинов и сбоев в цепочках поставок. Несмотря на это, продажи книг росли. Во время карантина люди стали больше читать, чтобы развлечься или уйти от тревожных мыслей. При этом читатели во всем мире отдают предпочтение печатным книгам. Plus-one.ru выясни [1]л у российских издателей, каковы перспективы развития отрасли в стране на мировом фоне.

Объем книжного рынка Великобритании в 2020 году вырос на 5,2% по сравнению с предыдущим годом. По данным сервиса Nielsen Bookscan (собирает и анализирует данные о книжном рынке, является частью исследовательского холдинга Nielsen Holdings), это самый высокий рост с 2007 года. В общей сложности в 2020 году в стране было продано более 202 млн книг на сумму более £1,7 млрд ($2,3 млрд). Это на 5,5% больше, чем в 2019 году — такой рост объема рынка был зафиксирован впервые с 2007 года.

Продажи книг, журналов и авторских прав принесли британским издателям доход в размере £6,4 млрд ($8,7 млрд) — это на 2% больше, чем годом ранее. Доход от продаж на внутреннем рынке в Ассоциации издателей Великобритании (Publishers Association, PA) оценили в £2,5 млрд ($3,4 млрд, на 4% больше по сравнению с 2019 годом), а на внешнем — в £3,7 млрд ($5 млрд, показатель остался неизменным). Доход от продаж печатной продукции, по данным PA, снизился на 6% до £3,4 млрд, в то время как доход от продаж электронных книг и журналов вырос на 12% и достиг £3 млрд.

Как пандемия подстегнула интерес к чтению

В отчете PA отмечается, что, несмотря на закрытие книжных магазинов, отмену встреч с авторами и перенос публикаций, жители Великобритании в 2020 году стали читать больше, чем обычно. Они делали это в том числе для того, чтобы отвлечься от реальности и расслабиться.

Это подтверждают результаты опроса исследовательской компании Nielsen Book (является частью исследовательского холдинга Nielsen Holdings). Аналитики обнаружили, что во время весеннего карантина в 2020 году жители Великобритании стали тратить на чтение вдвое больше времени — шесть часов в неделю вместо привычных трех с половиной. Треть опрошенных заявили, что отдавали предпочтение печатным книгам, а 18% — электронным. Еще 9% британцев начали чаще слушать аудиокниги.

Кроме того, 25% участников исследования во время изоляции стали покупать больше книг, чем обычно. Мотивами тому послужили появившееся свободное время (52%), желание развлечься (51%) и необходимость отключиться от переживаний (35%). Шестая часть респондентов собирались много читать и после отмены ограничений. При этом 18% опрошенных в 2020 году, наоборот, стали покупать меньше книг. Среди причин — закрытие книжных магазинов, необходимость заниматься другими делами и нехватка средств.

То, как изменились читательские привычки во время пандемии, решили выяснить и в компании Global English Editing (оказывает услуги в сфере редактирования и корректуры текстов). Оказалось, что 35% мирового населения стали читать больше. В частности, в Китае уделять больше времени книгам стали 44% жителей, в Испании — 42%, в Италии — 36%. При этом самый высокий уровень читательской активности в 2020 году наблюдался в Индии: в среднем один житель страны тратил на чтение более 10 часов в неделю. За Индией следовали Таиланд (9,2 часа), Китай (8 часов), Филиппины и Египет (по 7,3 часа). Меньше всего времени за чтением проводили жители США, Германии и Канады (по 5,4 часа).

По данным Global English Editing, во многих странах в 2020 году сократились продажи бумажных книг: во Франции они упали на 57%, в США — на 38%. Тем не менее печатные книги по-прежнему приносили издателям больше доходов по сравнению с электронными и аудиокнигами. Стоимость мировой книжной индустрии в 2020 году в компании оценили в $119 млрд.

По данным исследовательской компании ResearchAndMarkets, стоимость мирового книжного рынка должна вырасти с $87,9 млрд в 2020 году до $92,6 млрд в 2021-м. Рост, как объясняют аналитики, будет обусловлен тем, что игроки рынка сейчас активно восстанавливаются после пандемии. Ожидается, что к 2025 году стоимость рынка достигнет $104,2 млрд при среднегодовом темпе роста в 3%.

Что происходит на российском книжном рынке

Жители России, как сообщил Plus-one.ru президент издательской группы «Эксмо-АСТ» Олег Новиков, в прошлом году тоже стали читать больше обычного.

«Причин тут много: и наличие свободного времени, и недоступность альтернативных способов проведения досуга — походов в кафе, кино, театры, — и желание развлечься», — говорит он.

Такого же мнения придерживается руководитель редакционной группы издательства «МИФ» Ольга Киселева. При этом, по ее словам, покупать больше книг россияне не стали. Наоборот, во время пандемии многие стали урезать расходы.

«После того как мы пережили первую волну, покупательная способность стала возвращаться, — объясняет эксперт. — Но это не значит, что люди побежали закупаться книгами. Мы по-прежнему не вышли на тот уровень, который был до пандемии, и возвращаться к нему будем не один месяц, а возможно, и год».

Основатель и генеральный директор издательской группы «Альпина Паблишер» Алексей Ильин заметил, что интерес к чтению в России вырос только в 2021 году.

«Объяснений этому может быть много, но подтвердить какое-либо из них невозможно, — говорит он. — На мой взгляд, одновременно сработали следующие факторы: больше свободного времени за счет удаленки, снижение уровня психологического давления от пандемии (привыкли), желание немного притормозить и осознать реальность, выйти из режима „белка в колесе“».

Все опрошенные Plus-one.ru эксперты сходятся в том, что в прошлом году на российском книжном рынке наблюдался спад, в том числе из-за закрытия книжных магазинов. В этом году рынок начал постепенно восстанавливаться, однако новые ограничения (действовали в Москве и некоторых других регионах с 28 октября по 7 ноября. — Прим. Plus-one.ru) могут помешать положительной динамике.

«[В 2020 году] книжный рынок упал примерно на 10–12% по отношению к 2019 году, — комментирует генеральный директор издательской группы „Азбука-Аттикус“ Леонид Шкурович. — В 2021 году до объявления нового локдауна рынок рос примерно на 15%, компенсируя падение 2020 года и немного прирастая — на 3–5% — по отношению к 2019 году».

Как бумага конкурирует с технологиями

Рынок электронных и аудиокниг, как заметил Леонид Шкурович, растет на 25% в год. Однако это не помогает решить проблемы бумажного книгоиздания: на долю электронных и аудиокниг приходится около 10% от общего объема книжного рынка. Схожие цифры приводит Олег Новиков. Эксперт прогнозирует, что к концу 2021 года доля электронных книг будет составлять 11–13% от объемов книжного рынка.

«Популярность электронных книг растет, но не такими стремительными темпами, как может показаться», — отмечает эксперт.

По мнению Ольги Киселёвой, ситуация на рынке бумажных книг не зависит от ситуации на рынке электронных и аудиокниг. У этих форматов разная целевая аудитория, и те, кто предпочитал печатные книги, вряд ли перейдут на электронные и аудиокниги.

До введения ограничений ожидалось, что в 2021 году объем российского книжного рынка вырастет до 99 млрд рублей. Это на 3% больше по сравнению с 2019 годом, говорит Олег Новиков. Однако сейчас отрасль может столкнуться с серьезными потерями: каждая неделя локдауна, по словам президента группы «Эксмо-АСТ», означает потерю 500 млн рублей. В издательской группе «Альпина Паблишер» ожидают, что новые ограничения приведут к потерям в размере нескольких десятков миллионов рублей. Однако в компании надеются, что продажи в интернет-магазинах компенсируют существенную часть убытков.

Олег Новиков напоминает, что другие страны, в частности Германия, Нидерланды, Франция и Великобритания, несмотря на непростую ситуацию, не ограничивают работу книжных магазинов.

«Соответственно, и книжные рынки европейских стран и США демонстрируют рост на фоне пандемии, — говорит он. — Россия входит в топ-5 ведущих мировых книжных рынков, но сегодня ситуация складывается так, что скоро она может не войти даже в топ-10».

Интернет-магазины, по словам эксперта, не компенсируют закрытия офлайн-розницы.

Кроме того, по прогнозам консультанта Союза предприятий печатной индустрии Елены Шитиковой, из-за повышения стоимости материала в 2021 году бумажные книги могут подорожать примерно на 10%. К 2025 году цена на книгу может повыситься вдвое: если сейчас новая книга известного автора стоит около 700 рублей, то через четыре года она может стоить 1,4–1,6 тыс. рублей.

Рост цен может негативно повлиять на состояние рынка, считает Леонид Шкурович, добавляя, что Россия не является исключением и цены на составляющие себестоимости книг растут во всем мире. По данным Алексея Ильина, цены на бумагу и типографские услуги выросли на 10–20%. Большинство издателей цены на книги пока не повышали, однако обещали сделать это с января-февраля. В издательстве «МИФ» сообщили, что затраты на производство увеличились на 30–40%. Но на розничные цены это пока не повлияло.

«Будет ли рост цен книг на полках? Да, будет, но неравномерный на разные книги и не 30–40%, а все же ближе к 10%. И поверьте, издатели сейчас делают все, чтобы читатели его не сильно ощутили», — говорит Ольга Киселева.

«Книжников не включают в перечень отраслей, требующих поддержки в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, — сетует Олег Новиков. — Книги не признают товаром первой необходимости. Ограничения в работе книжных магазинов могут сильнее откатить восстановление индустрии — это связано с доходами авторов, доступностью книг для читателей, которые переключаются на другие виды контента». #bryakingnews [2]

Подписывайтесь на наш уютный Telegram-канал «Брянск.Ньюс» [3], группу «ВКонтакте» «Брянск | News» [4], Instagram [5] — ссылки на самые интересные новости и значимые репосты