Проведение Международного дня картофельного поля «Potato Days Russia-2020», который предполагался триумфом картофельной и вообще сельскохозяйственной мысли Брянской области отложено до 2021 года. Во всём виновата пандемия коронавируса — именно она заставила компанию «ДЛГ РУС» перенести провозглашение Брянщины картофельной столицей мира. Удар вируса был нанесён сразу по двум направлениям — по кампании по выборам губернатора Брянской области (практически выдернув стержень триумфального начала кампании для действующего губернатора Александра Богомаза) и по юбилейной дате: всё-таки отмечать 200-летие брянского картофеля, фирменного и прославленного сельхозпродукта, лучше в «круглом» 2020-м, а не в невнятном 2021-м.
Формально 200-летие брянского картофеля можно отмечать до 2025 года — картофель превратился из огородной в полевую культуру в Орловской губернии в первой четверти XIX века (до 1825 года). Поскольку нынешняя Брянская область в те поры входила в состав Орловской губернии, то и переход картофеля с огородов в орловские поля можно считать рождением того самого «легендарного брянского картофеля».
Но если отвлечься от привязки картофеля к брянским полям, то всё равно 2020-й — юбилейный для России картофельный год. Ровно 250 лет назад — в 1770 году — в Петербурге была опубликована очередная книга «Трудов» Императорского Вольного экономического общества, котором была напечатана статья писателя и натуралиста Андрея Тимофеевича Болотова «Примечания о картофеле, или земляных яблоках». В ней он изложил агротехнические основы размножения клубней, дал советы по возделыванию и уборке картофеля. В 1788 году Иван Комов в своем трактате «О земледелии» отмечал, что «из всего овоща нет полезней земляных яблок; яблоки же земляные заменою хлеба служат». К тому времени картофель, правда, был уже очень хорошо известен в России.
Главное, пора уже забыть нелепую легенду о роли Петра I в распространении картофеля на Руси. Обычно говорят следующее: «Пётр, будучи в Роттердаме, отведал множество блюд из картошки. И распорядился купить на городском рынке мешок отборных семян для отправки в Россию и разведения его в разных краях». Звучит правдоподобно и для среднего уха комфортно — известно же, что всё самое передовое царь-плотник привёз из Голландии. Но есть один момент, который одним махом перечёркивает красивую байку о «передовых голландцах» и «отсталых русских». Дело в том, что рынок Роттердама был строго регламентирован. Скупые и дотошные бюргеры учитывали всё — и кто что купил, и кто что продал, и какие есть новые товары. И картофель в этих записях впервые упоминается только в 1742 году. Пётр к тому моменту был мёртв уже 17 лет. Совершенно очевидно, что в Голландии при жизни царя-плотника картошку даже не начинали осваивать.
Между тем в наших краях картошку к тому моменту знали уже неплохо. Во всяком случае, при дворе Анны Иоанновны, которая правила с 1730 по 1740 гг., блюда из картофеля были известны. И совсем не как заморская экзотика. За столом фаворита императрицы, знаменитого казнокрада Эрнста Иоганна Бирона, картошка была в порядке вещей. Штука вкусная, интересная, но не более того.
Чуть позже, за столом Анны Леопольдовны, правительницы при малолетнем императоре Иване VI, картошка тоже появлялась регулярно — пусть и не каждый день, но сравнительно часто. И, в общем, помногу.
Отчёты дворцовой канцелярии фиксируют следующее: «К банкету 23 июня 1741 г. отпущено тартуфеля по полфунта на человека». Или вот: «К обеду 12 августа 1741 г. отпущено тартуфеля по фунту». 400 с лишним грамм — солидно даже по нынешним меркам. Более того — «тартуфель» доставался не только царям и высшей аристократии. Уже начиналось его распространение. Медленное, но верное. Так, в том же самом 1741 г. офицерам Семёновского полка к праздничному обеду было выделено «тартуфеля по четверти фунта».
Откуда она? Из северных российских губерний. В XVII веке картошка к нам попала неожиданным путём — с берегов Белого моря. И постепенно распространялась не с юга на север, как по всей Европе, а наоборот — с севера на юг. Её завезли к нам англичане через Архангельск. К началу XVIII века картофель полностью «освоился» в поморской, новгородской и псковской кухне. К XIX веку картошка окончательно добралась до Орловской губернии и закрепилась в ней.
При желании, конечно, «возраст» брянского картофеля можно ещё увеличить — как раз до 250 лет: в 1760-1770-х годах в Суражском округе Полоцкого наместничества картофель уже выращивали на огородах, а у некоторых помещиков – и в поле. Но это был лишь этап ознакомления с новой культурой преимущественно на огородах. А ровно через сто лет, в 70-е годы XIX века суражский помещик Николай Горовой завез к себе в имение новый урожайный сорт картошки «американка» — с розовой кожурой, продолговатый и куда более урожайный, чем другие сорта — «бухарка», «чугунка» и др.. В статотчёте Суражского земства есть свидетельство — мнение крестьянки о новой картошке: «Бога молим за того человека, что привез эту бульбу к нам, на скус як сахар, возле одного кустика шесть раз пообедать можно». Вскоре в Суражском уезде картошка заняла более половины всех крестьянских земель.
Но настоящая «картофельная революция» произошла в России (вернее, в СССР) уже в XX веке — в годы Великой Отечественной войны и сразу после неё. Вот тогда, в 40-50-х годах, картошка действительно стала для России вторым хлебом. До войны, в 30-е годы, картофель за Урал, в Сибирь, завозился, но не выращивался. Вот почему на него в азиатской части страны — от Оби до Тихого океана и от Каспийского моря до гор Памира и Тянь-Шаня — смотрели как на типичный «советский продукт», поскольку в этих регионах он появился и внедрялся наряду с другими чисто советскими «новыми вещами»: тракторами, электричеством, фабриками-кухнями, колхозами, партсобраниями и т. д. После войны картофель стали выращивать по всей стране, абсолютно во всех её районах. Он врос, стал естественным компонентом не только советской кухни, советского питания и быта, но и советского образа жизни.
До середины 90-х годов Брянская область имела самое большое в России картофельное поле – 4%. В следующее десятилетие, когда происходило стремительное сокращение сельскохозяйственного производства, область потеряла более половины площадей. С целью самообеспечения тогда выращиванием картофеля, главным образом, занималось население. Так, в 2005 году хозяйства населения возделывали 88% всей посевной площади картофеля (41,2 тыс. гектаров). Количественные и качественные показатели выращивания картофеля были невысоки. По уровню производства – 513,7 тысячи тонн во всех категориях хозяйств – область замыкала второй десяток регионов РФ, в ЦФО – находилась на 7 месте.
Сейчас ведущими производителями этой продовольственной культуры являются сельскохозяйственные организации, где за этот период посевы выросли в 7 раз, с 2,6 тыс. гектаров в 2005 году до 17,2 тыс. гектаров в 2019 году. Увеличилась площадь под картофелем и в фермерских хозяйствах – с 3,0 до 9,6 тыс. гектаров.
В 2019 году в среднем на одну сельскохозяйственную организацию, имеющую посевы картофеля, приходилось примерно 550 гектаров, на одно фермерское хозяйство – 74 гектара. Картофель выращивался в одной из десяти сельскохозяйственных организаций, занимающихся растениеводством, среди фермеров – в каждом третьем хозяйстве.
В прошлом году с полей Брянской области было собрано 1,2 млн. тонн картофеля. Регион в течение пяти лет находится в тройке лидеров по объемам производства картофеля в Российской Федерации, причем в 2018 году по этому показателю регион занимал первое место, в 2019 году – второе, пропустив вперед только Республику Татарстан.
Потребление картофеля жителями области, которые в большинстве своём сами обеспечивают себя этой продукцией, остается одним из наиболее высоких в Российской Федерации – 146 килограммов в год на душу населения; по этому показателю регион занимает 2-е место в России (после Чувашской Республики).
Провозглашение Брянской области картофельной столицей мира должно было состояться в Новом Каплино 30-31 июля. Теперь, по словам генерального директора ООО “ДЛГ РУС” Геннадия Мындру, «проведение «Potato Days Russia» планируется 29-30 июля 2021 года в картофельной столице России – Брянской области». Тогда можно будет отметить и 200-летие (а то и 250-летие!) брянского картофеля. Если уже 1000-летие Брянска отмечалось дважды… #bryakingnews
Использована картина Винсента Ван Гога «Едоки картофеля» (1885)
Обсуждение ( 0 комментариев )