Всегда смешно, когда столичные интеллектуалы и эстеты, не выезжающие за пределы Москвы, рассуждают о «русской душе». Русская душа — не в мегаполисах. Настоящая русская душа осталась в маленьких российских городах — там сохранилась история, там сохранилась самобытность (как ни затёрто это слово теми же интеллектуалами), там живут настоящие русские люди. Поможет нам в этом проект компании «Ростелеком» «УМестный туризм». Мы уже гуляли по Брянску и слушали экскурсии, подготовленные в рамках этого проекта, а сегодня мы садимся на поезд и едем в Новозыбков, который некогда называли «юго-западной столицей» Брянской области.
Пока едем: В юго-западную столицу
Дорога до Новозыбкова — сама по себе неотъемлемая часть прогулки по самому городу. Удобнее всего сесть на утренний поезд, который отходит от Брянска-I в семь часов утра. Четыре часа — и мы на месте.
Избалованным москвичам тоже довольно просто добраться до города, который претендует встать рядом с Москвой в столичном статусе. Из Москвы до Новозыбкова ходят прямые поезда (заметим — с двух вокзалов, Киевского и Белорусского).
Один литературный герой жаловался, что у, казалось бы, жадных до впечатлений туристов не имели успеха его тематические экскурсии по вполне себе крупному и популярному европейскому городу. Он старался и разрабатывал экскурсии музыкальные, кофейные, детские, только для фотографов и художников, по самым живописным местам, или, к примеру, по следам тщательно собранных городских легенд. «Оказалось, туристам нужно совсем другое: несколько цитат из учебников истории, чуть-чуть архитектуры, пара-тройка храмов для пущей духовности и, самое главное, очень плотный обед с пивом в финале, ради него они и выходят по утрам из гостиниц, а я-то, дурак, не учёл… » — огорчался он.
Мы едем в Новозыбков не как туристы — но как путешественники. Это важно: турист едет за развлечением, а мы — в гости к городу.
Новозыбков – первый претендент из малых городов Брянщины на «туристическую цифровизацию». Ему даже больше, чем областной столице, нужны электронный гид по городу, умещающийся в смартфон – и аудиогид. Нужны ему и таблички с QR-кодами на достопримечательностях. Их – достопримечательностей — здесь едва ли не больше, чем во всех остальных городах области вместе взятых.
Город и его ангел
Сейчас Новозыбков начинается с железнодорожного вокзала. Сам город «родился» в 1701 году, а железная дорога через него прошла в 1887 году — это была Полесская железная дорога (точнее, её участок Гомель — Брянск). Любопытно, что именно на строительстве Полесской железной дороги были впервые применены железнодорожные войска — поэтому почти 2000 вёрст были построены в рекордные даже для нынешних времён сроки — за шесть лет.
Железная дорога поспособствовала бурному росту города. Если в 1809 году в Новозыбкове числилось 6930 жителей, в 1861 году — немногим больше, 7493 жителя, то уже 1895 году — 16 тысяч (!!!). На тот момент в Брянске проживало всего 24,5 тысячи человек. «Спасибо» железной дороге новозыбковцы «сказали», назвав одну из главных улиц города Чугуновской. «Чугунка» — первое название железной дороги, данное ей в России, и сохранялось оно вплоть до начала XX века, хотя рельсы уже отливали не из чугуна, а получали прокаткой из стали (а в Белоруссии, до которой из Новозыбкова буквально рукой подать, и до сих пор так называется — Беларуская чыгунка). После революции Чугуновская (т.е. Железнодорожная) приобрела и вовсе «звёздный» статус — она получила имя Ленина.
Новозыбков вполне комфортный в транспортном отношении город — при населении в 40 с лишним тысяч человек здесь регулярно курсируют семь автобусных маршрутов. Но по любому городу нужно ходить пешком. И сразу за привокзальной площадью пешего путешественника встречает Ангел.
Не у каждого города есть свой Ангел. У Новозыбкова — есть. Это один из самых молодых памятников города, он называется «Добрый ангел мира» и торжественно открыт в год 305-летия города, в сентябре 2006 года. Он посвящён всем тем, кто своей благотворительной деятельностью менял жизнь людей в лучшую сторону.
Новозыбковский Ангел стал первым в череде аналогичных памятников, установленных в разных городах России. В руках небесный вестник держит голубя, который олицетворяет мир и благую весть, единство всех народов и взаимовыгодное сотрудничество. Пожалуй, неслучайно этот ансамбль установлен именно в Новозыбкове — приграничном ныне городе, расположенном недалеко от стыка трёх границ — России, Украины и Белоруссии. Его символика сейчас особенно своевременна.
Ангел — символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, способности к превращениям, к трансформации. Лучшего памятника той самой русской душе, о которой любят порассуждать эстеты, не придумать. Новозыбков, пожалуй, единственный в мире город с материализованной душой.
Национальное достояние: окна Новозыбкова
Мы идём в центр города по бывшей улице Чугуновской, ныне улице Ленина, и вертим головами, как в музее, восхищаясь каждым экспонатом. Экспонатов множество — ни один из них не похож на другие, даже соседние из одной «серии». Эти уникальные экспонаты — окна. Окна одноэтажных новозыбковских домов, украшенные причудливой деревянной резьбой, с обязательными ставнями.
Деревянные наличники — национальное российское достояние. Это уникальное ремесло зародилось в Поволжье в XVII веке. А уже в конце XVIII-начале ХХ века каждый населённый пункт имел свой почерк оконной резьбы по дереву. В искусство наличников люди вкладывали особый смысл — резные наличники считали оберегом: ведь окна были не только окном в мир, но и входом для чужих людей и посторонних глаз.
И опять никуда не деться от той самой русской души. Если окна — это глаза, то глаза — зеркало души.
Окнам уделяли огромное внимание. Главное — форма. Так как большинство окон имеют тенденцию к вертикальному положению, сверху наличник переходит в равнобедренный треугольник под видом крыши, что означает символ божественной гармонии. Под козырьком часто делают орнамент из маленьких треугольников — подобные каплям, они демонстрируют очищение. Центр треугольника может содержать солярную розетку — «утреннюю зарю», сулящую радость и оптимизм. В славянских сказках дохристианского периода был культ числа «4», поэтому на наличниках изображали знаки в количестве, кратном четырём. А дорога из ромбов с куличами символизирует плодородие и сытость.
Существуют два основных вида оконной резьбы по дереву: прорезная, а так же ее разновидность — накладная резьба. Прорезная резьба допускает удаление фона, благодаря чему создается эффект воздушности. При накладной резьбе элементы наклеиваются или прибиваются к доске, образуя сплошной фон.
Новозыбков и соседняя Злынка (некогда новозыбковский посад, а ныне — самый маленький город Брянской области) — это настоящие «столицы» декоративной резьбы. Цивилизация, конечно, наступает — особенно тяжко пришлось старинным зданиям в конце 90-х-начале 2000-х, именно тогда был снесён самый старый дом в Новозыбкове, дом переселенцев-старообрядцев, построенный в начале (!!!) XVIII века. Несладко приходится им и сейчас — список памятников архитектуры Новозыбкова пестрит такими фразами: «Первоначальный облик дома утрачен. Резные наличники уничтожены в 2013 г.» или «Облик дома изменён в 2013 году. Наличники и ставни уничтожены, дом обшит сайдингом».
Мы надеемся, что эти уникальные творения новозыбковских мастеров останутся «в живых» в том числе, благодаря и нам, путешественникам.
Город двух озёр
Традиционно любой город ассоциируется с рекой — исторически сложилось так, что города основывались на берегах рек: «Город над вольной Невой», «Город на кручах Днепра», «Город над тихой Десной». Юго-западная столица Брянской области — «Город двух озёр».
Хотя первые сведения о городе Новозыбкове, под именем слободы Зыбкой, относящиеся к 1701 году, об озёрах не упоминают. В универсале стародубского полковника Миклашевского читаем: «В сотне Топальской на урочищи Зыбкой, межи Тростанью и иными сельцами, над речкою Корною … вновь слободку до ласки войсковой, осадити людьми … выслали старинных людий из соседних сел, при которых отведен был под слободу грунт на урочище Зыбкой по речке Корне».
На той самой речке Корне и её притоку — Зыбкой — и были в середине XIX века устроены два озера-пруда — Карна и Зыбкое. Большее из них — Карна (площадь зеркала воды 2,5 га). Собственно, на его берегах и устроен Новозыбков.
На его левом берегу стоит здание бывшего реального училища постройки конца XIX века — ныне профессионально-педагогический колледж.
Прямо напротив него — на перекрёстке улиц Рошаля и Первомайской — памятный знак 300-летия Новозыбкова.
Мост-плотина, разделяющий верхнюю и нижнюю часть озера, ведёт прямо в центр города, на его главную площадь и к главной архитектурной достопримечательности — дому Певзнера.
Борис Певзнер был в XIX веке известнейшим новозыбковским купцом. Купечество вообще играло в жизни Новозыбкова важную роль. Город был крупным торговым центром — только в самом городе торговали в 143 лавках, а «мелкие промышленники-коробейники» отправляются с красными товарами на Дон, Кавказ, Новороссийский край и Бессарабию. Железная дорога расширила горизонты новозыбковских купцов — спички, конопляное масло, говяжье сало, скот, другая продукция пошли из Новозыбкова в Петербург, Москву, Варшаву, Мурманск, Ригу. Купечество города было, как бы сейчас политкорректно выразились, «мультинационально» — богатейшими людьми города были старообрядцы и евреи. Наличие традиционно предприимчивых евреев никого удивить не может, а вот по поводу старообрядцев надо пояснить: староверческие купцы всегда славились своей предприимчивостью, и вдобавок между собой традиционно были честными: в условьях гонений предательство «своих» — непозволительная роскошь.
По некоторым данным, к началу ХХ века в России староверы, составляя лишь 2% населения, контролировали 60% купеческого капитала. Знаменитые брянские меценаты Могилевцевы, на которых в уездном городе разве что не молились, также были старообрядцами.
Борис Певзнер старообрядцем таки не был (внёс 50 000 рублей на строительство синагоги — по золотому эквиваленту на современные деньги получается 87,5 млн. рублей), а «свой» дом построил в центре города в 1884 году. По первоначальному проекту предполагалось, что здание будет еще больше, — оно должно было занимать весь квартал. Тот факт, что Дом Певзнера не был достроен, можно обнаружить и визуально — торец дома со стороны улицы Ленина заканчивается межкомнатными перегородками. Да и по архитектурному оформлению здания видно, что нынешний торец должен был быть серединой фасада. До революции в Доме Певзнера размещалось Управление подъездных путей, отделение Русско-Азиатского банка, ряд других учреждений и лавок. Сейчас — городской отдел образования, отдел ЗАГС, юношеская библиотека, шахматный клуб, адвокатская контора и другие учреждения.
Дом — своеобразная визитная карточка Новозыбкова. Его можно видеть и на старинных открытках с видами Новозыбкова начала XX века, и на современных открытках и календарях. Жаль, что не сумел Борис Певзнер «пробить» ещё один свой прожект — хотел он построить в Новозыбкове трамвайную линию от центра до вокзала.
Второе озеро, на берегах которого стоит Новозыбков — Зыбкое. Площадь зеркала воды этого озера — 1 гектар. Оно более тихое и патриархальное. Удивительно, но даже вид на улицу Набережную с левого берега озера совершенно не изменился.
Здесь на берегу Зыбкого разбит Сквер Скорби, в котором горит Вечный огонь у памятника Скорбящей Матери.
У Новозыбкова своя судьба и своя память. В нём помнят о Великой Отечественной и о советских солдатах, сложивших свои головы, о героях и военачальниках, о партизанах, но Вечный огонь в юго-западной столице области посвящён другой трагедии — аварии на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года. Радиоактивное облако, прошедшее тогда над Новозыбковом, «подарило» ему мрачное «звание» — «столица российского Чернобыля».
Город и люди
Главное богатство города — это, естественно, не здания, а люди. Новозыбков — город мастеровых и предприимчивых людей. В середине XIX века новозыбковский купец-старообрядец Максим Волков основал здесь производство спичек. Здание его спичечной фабрики до сих пор является одним из двух новозыбковских «небоскрёбов» — во всём городе до сих пор всего два здания выше пяти этажей.
К началу ХХ века Новозыбковский уезд занимал первое место во всей империи по производству спичек (производство товара составляло примерно 250-300 млн. коробков в год), а в 1908 году именно новозыбковскими купцами был создано Русское общество спичечной торговли (РОСТ), контролировавшее почти все спичечные фабрики России.
Среди уроженцев Новозыбкова — выдающийся конструктор скоростных судов Ростислав Алексеев. Свой первый катер на подводных крыльях он построил в 1943 году. В настоящее время эксплуатируется около 1400 скоростных судов на подводных крыльях. Восемь из каждых десяти — конструкции Алексеева. Признанием заслуг Алексеева является и тот факт, что его портрет помещен в Конгрессе США в Национальной галерее выдающихся людей XX века.
Имя уроженца Новозыбкова носит подводная гора в Индийском океане и хребет в Антарктиде — они названы в честь известного геолога и геохимика, академика АН СССР Дмитрия Щербакова, лауреата Ленинской премии, автора более 400 научных работ. Новый минерал, открытый при жизни учёного, назван «щербаковит».
Новозыбков — родина кинорежиссёра Григория Рошаля (режиссёр фильмов «Семья Оппенгейм», «Год как жизнь», трилогии «Хождение по мукам» и др.). Улица, на которой он жил — Замишевская, едва ли не самая старая улица города, переименована в его честь.
Но культовым героем для Новозыбкова является Павел Дыбенко — революционер, политик и красный командарм, предельно противоречивая личность, известная с разных сторон — как светлых и героических, так и весьма негативных. Но в годы великих потрясений не может быть однозначных персонажей. Люди, которые переворачивают мир, редко остаются в памяти потомков выкрашенными в какой-то один цвет — а особенно активные участники гражданских войн.
Именно сын крестьянина из новозыбковского посада Людков Павел Дыбенко вошёл в состав первого большевистского правительства — Совета народных комиссаров. С 21 ноября 1917 года до марта 1918 года бывший матрос по личному распоряжению Ленина занимает адмиральскую должность — он первый в истории народный комиссар по морским делам (Наркомвоенмор). И Декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии от 15(28) января 1918 года вместе с председателем Совета Народных Комиссаров Владимиром Ульяновым (Лениным) и верховным главнокомандующим Николаем Крыленко подписали народные комиссары по военным и морским делам — Павел Дыбенко и Николай Подвойский.
В вихре революционных событий 1917 года в его жизни появляется спутница — Александра Коллонтай (в девичестве — княжна Домонтович) — член ЦК большевистской партии и друг Ленина. Известная революционерка становится гражданской супругой Павла Дыбенко, во многом она поспособствовала дальнейшей военно-политической карьере мужа. Спустя годы, после Гражданской войны, официально оформившие брак Павел и Александра (к тому времени — первая в мировой истории женщина-посол) вместе приезжали в Людково к семье Дыбенко.
Они оба «остались» в Людково, в 30-е годы вошедшем в черту города Новозыбкова — их именами названы улицы в этой части города. Причём улица Дыбенко — самая длинная улица города, её длина 3,2 км.
Стольный град
Аккурат в самом центре самой длинной улицы (улицы Дыбенко) стоит старейший храм на территории современного Новозыбкова — храм в честь Рождества Богородицы в Людкове (его историческое название). Он был построен ещё в 1750 году и был закрыт только в середине 60-х годов прошлого века. Он пришёл в запустение, пострадал от пожара в 80-е годы и разрушился. В конце 90-х церковь Рождества Богородицы была полностью разобрана и построена заново силами местных жителей.
Парадоксально, но долгое время храм в честь Рождества Богородицы в Людкове оставался единственным (!!!) православным храмом для новозыбковцев — ведь слобода Зыбкая была старообрядческим поселением, а с точки зрения канонов это не одно и то же, что православие.
Новозыбков и сейчас подчас называется «столицей российского старообрядчества» (вновь к городу на юго-западе Брянщины применяется «столичный» эпитет). И верно — на территории маленького города соседствуют сразу две (!) старообрядческих церкви, которым принадлежат два уникальных памятника деревянного зодчества. В ведении Русской православной старообрядческой церкви находится удивительная Никольско-Рождественская церковь, а Русской древлеправославной церкви принадлежит Спасо-Преображенский собор.
Никольско-Рождественская церковь — храм в стиле позднего классицизма. Церковь Спаса Преображения имитирует «русский стиль». Одна архитектурная форма переходит в другую, четверик — в восьмерик, а последний — в шатер, да еще украшенный выгнутыми криволинейными кокошниками, люкарнами, разной формы куполами. Всё это сравнительно легко выполнимо из кирпича, скреплённого вяжущим раствором, но ведь новозыбковские старообрядческие храмы срублены мастерами из бревна. А ведь технических расчетов тогда не было, все эти порой сложные конструкции угадывались интуитивно.
Между прочим, Новозыбков носил титул «столицы российского старообрядчества» и вполне официально. С 1963 по 2002 годы Спасо-Преображенский собор был кафедральным собором Русской древлеправославной церкви и резиденцией Древлеправославного Архиепископа Новозыбковского, Московского и Всея Руси. Чувствуете — «и Всея Руси». Здесь был центр, здесь было сердце церкви, которая исторически ведёт свою историю от «дониконианских времён».
Финал. Красная площадь
Мы завершаем нашу прогулку по «юго-западной столице» там, где положено завершать или начинать любую экскурсию по столице — на Красной площади. Такая площадь есть в Новозыбкове, на ней возвышается здание Чудо-Михайловского собора. Официальное название — храм в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех. Это был первый православный храм, построенный в черте старообрядческого Новозыбкова. Средства на его строительство, которое продолжалось более 30 лет, жертвовали даже старообрядцы. Храм был открыт в 1898 году и за всё это время — в том числе и при Советской власти — не закрывался.
Удивительное здание. Удивительный город. Удивительные люди. Приезжайте сюда — путешественником, а не туристом.
Подписывайтесь на наш уютный Telegram-канал «Брянск.Ньюс», группу «ВКонтакте» «Брянск | News», Instagram — ссылки на самые интересные новости и значимые репосты
Обсуждение ( 0 комментариев )