Начиная с 24 февраля страна живёт в другой реальности — специальная военная операция на Украине, санкционная война со стороны Запада, резкий переход в торговле с зарубежными странами на рубли и нацвалютах, отвязавшись от доллара, закрытие для России целых секторов неба и запрета на движение автопоездов… И только российская таможня живёт в отдельном мире — там считают признанные Россией ДНР и ЛНР Украиной и работают по законам «мирного времени» с долларовыми расчётами, несмотря на спецоперацию и чрезвычайную экономическую ситуацию в стране.
Волонтёры и военкоры жалуются на проблемы с таможней, возникающие при проходе границы в Ростовской области — таможенники задерживают «на экспертизу» гуманитарную помощь (в том числе для детей) и оборудование военнослужащим на фронт. Таможенных начальников прямо называют саботажниками и «пятой колонной». Проблемы с таможней не только у воюющих на Украине, но и у обычного бизнеса — о проблемах участников ВЭД в нынешних условиях рассказывает постоянный автор «Брянск.Ньюс», генеральный директор компании «БрянскИнтерТранс» и таможенный брокер с 23-летним стажем Александр Вержбицкий.
***
Оценивая ситуацию, которая сложилась в последнее время в нашем таможенном администрировании, можно уверенно сказать: ни наши таможенные органы, ни их кураторы из экономического блока российского правительства, к большому сожалению всех участников рынка, оказались не готовы к работе в сложных экономических условиях, спровоцированных жесткой санкционной политикой наших якобы партнёров.
Более того, в сегодняшних условиях я бы напомнил тезисы, которые не единожды и очень часто озвучивал на разных площадках российский бизнес: все эксперименты с таможенным законодательством, навязанные России западными и прозападными «коллегами» и «партнерами», направлены не на помощь в развитии экономики страны, а во вред ему. Акцент на ужесточении фискальных возможностей таможенных органов с одновременным ростом бесправия участников ВЭД, блокировка развития промышленности и переоснащения предприятий, реорганизация таможенных постов под навязанную нам системой СУР, тотальная долларизация, ценовые риски при определении таможенной стоимости — все это в совокупности может негативно сказаться (и уже начинает сказываться) на российской экономике.
Обо всем этом сказано было неоднократно — и через СМИ, и в ходе профессиональных встреч. И вот пришёл «час Х» для всех — для бизнеса, для таможенных органов, для экономического блока в правительстве… Нельзя сказать, что это случилось неожиданно, предпосылки просматривались давно. Однако же государственные органы оказались «не готовы» к быстрому и качественному переформатированию своей деятельности в новых, я бы сказал, экстремальных условиях.
Ни у меня, ни у моих коллег по бизнесу нет ни малейшего желания радостно тыкать пальцем «в ту сторону» со словами: а мы говорили, а мы предупреждали! Сейчас для такой позиции, как минимум, не время. Наоборот, необходимо объединиться, чтобы донести до руководства страны простую истину: в условиях жёстких экономических санкций, которые направлены на тотальный, невосполнимый развал экономики России и разжигание внутри страны протестных настроений, нужны иные экономические меры и технологии. Важно выстроить грамотное и результативное противостояние санкциям, но для этого требуется масштабная встряска и таможенных органов, и курирующего их экономического блока, ведь именно они сейчас становятся одним из основных участников наиважнейших политико-экономических процессов.
Вот только нам, участникам рынка со стороны бизнеса, неясно: каким образом смогут перестроиться, начать генерировать новые идеи и действенные технологии противостояния санкционному давлению люди, которые, руководя некоторыми министерствами и ведомствами в более спокойные, скажем так, «жирные» времена сработали не на укрепление, а на развал наших таможенных органов. И это — без всякого давления извне! На тот момент у них была возможность перестроить модель нашей экономики, чтобы сделать ее более результативной. Но нет, ничего иного, кроме выстраивания системы пополнения бюджета за счет всевозможных рисков, корректировок, обеспечений необоснованных доппроверок, класс-решений, они так и не придумали и не сделали. Все эксперименты по реорганизации таможенных органов привели только к увеличению издержек участников ВЭД, а единственное, что можно было бы занести в актив «реорганизаторов» за все прошедшее время, — электронное декларирование, «удалёнка» и ЕЛС.
Сегодня каждый день требует принятия срочных неординарных решений в помощь бизнесу и экономике России, но, к сожалению, ничего подобного не происходит. До 24 февраля так и не был выполнен Указ Президента № 657 от 15.11.2021 года: да, мы признали самостоятельность ДНР и ЛНР, но при этом почему-то при оформлении экспорта в обе республики ставили «страна назначения 804» (т.е. Украина). Только 5 марта вышло информационное письмо ФТС РФ, которое “отделило” ДНР и ЛНР от страны 804.
Как-то сразу вспоминается быстрая и жесткая реакция наших ситуационных партнеров: едва одна из прибалтийских стран продемонстрировала по отношению к КНР дипломатические неуважение, ее тут же исключили из классификатора стран мира для таможенного оформления в КНР. Но в это же время мы, признав ДНР и ЛНР, с большим запозданием доаодим сведения о включении обеих республик в свой классификатор. Хуже того, за все это время мы не смогли даже принять для них особый порядок — как оформления товара, так и пересечения границ.
Да, у многих вызывает не просто удивление, а возмущение поведение инспекторов, но как раз они-то действуют так, как велит закон, и вариантов у них нет: ФТС РФ, неповоротливая и медленная в других ситуациях, становится на удивление быстрой и решительной, когда речь заходит о служебных проверках, лишении премий, штрафах и увольнениях.
Важно понять: нашей стране объявлена война, оружием в которой стали технологии, товары повседневного спроса, экономические ограничения. Этого никто из наших бывших партнеров, а ныне противников и конкурентов не скрывает. Риторика проста: уничтожить Россию через развал ее экономики, вот главная цель всех санкций. И что же в ответ делаем мы?
Да, правительство предпринимает шаги, которые могут помочь (правда, только в том случае, если на наших постах появится товар). Но и параллельный импорт, и маркировка, и сертификация и ДС — все эти меры уже устарели. Их актуальность была бы безусловна как минимум пять лет назад (и об этом бизнес также говорил неоднократно, вот только слушать его никто не стал). При этом даже сейчас, когда надо быстро искать новые решения и подходы, к товарам, подходящим под меры «параллельного импорта», применение идет небыстро — и это еще раз подтверждает: многие не понимают сути происходящего.
В первую очередь бросаются в глаза формулировки, противоречащие ряду нормативных актов ФТС РФ. Статьи 1359 и 1487 ГК РФ уже применяются на территории ТС, однако до их введения в гражданский оборот товары должны появиться на таможенной территории ТС, пройти таможенный контроль — и тут действуют совершенно другие нормативные документы ТК ЕАЭС, являющиеся для таможенных органов НПА. Этому посвящена целая глава, в которой, в частности, имеются статьи 385, 386, а также основная для таможенного оформления статья 124, где есть также пункт 7. Также никто не отменял ФЗ-289 (статья 113)… В итоге, если сопоставить все перечисленное и Приказ № 1532, который ничего из указанных нормативных документов не отменяет, получится, что у нас в очередной раз «хотели, как лучше, а получилось — как всегда».
То есть опять начнутся кивки на таможню, жалобы во все инстанции… Но ведь таможенные органы должны действовать согласно своих нормативных документов, и, поступая именно так, они будут абсолютно правы, ведь никаких дополнительных разъяснений по исполнению данного приказа они не получали. И не надо уповать на «и так сойдет», а таможня «должна понимать» — не должна, потому что такие ходы приводят к банальной коррупции.
Есть и второй нюанс — весьма интересная формулировка, которую используют господа, принявшие приказ: «введение… в оборот за пределами территории РФ правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия». Как в понимании авторов документа это должно выглядеть? Компании, о которых идет речь, ушли из России демонстративно, «громко хлопнув дверью». И что, сейчас они вдруг резко начнут отгружать свой товар на территорию РФ? Или это будут делать их дилеры — доказывая нам при этом, что да, они официальные дилеры, а правообладатель не против подобных операций? Но это же нонсенс! Даже в институтах знают, что такие контракты придерживаются принципа территориальности. А значит, если найдется кто-то, кто в обход правообладателя продаст товар на территорию ТС и начнет бегать с просьбами об оформлении каких бы то ни было разрешений, то разговор с ним будет коротким: расторжение договора и многочисленные штрафные санкции. То есть вся схема быстро остановится.
Даже в том случае, если будет принято решение об использовании посреднической схемы, вряд ли кто-то начнет что-то доказывать в ущерб себе, ведь наши «друзья» тоже не дремлют и за ситуацией следят очень внимательно. Так что исполнение Приказа в его нынешнем виде вызывает массу вопросов, но текст Приказа не дает ни одного ответа.
Мы должны понять главное: чтобы результативно противостоять «санкционной войне», придется принимать совершенно другие меры. Ситуация будет только усложняться, особенно в отсутствие понимания простых нюансов: почему нам не помогут партнеры по ТС и по ЕАЭС — и почему нам не обойтись без перестраивания нашего таможенного законодательства.
Назрела глобальная необходимость выстраивать работу через иные дружественные государства, составлять иные логистические схемы. Ни экономические операторы, ни свободные склады нам сейчас не понадобятся. А что действительно нужно, так это пересмотреть ряд таможенных процедур из числа наиболее востребованных в сложившейся сегодня ситуации. При этом я уверен: ряд начальников постов даже не знают, как правильно работать по этим процедурам. А значит, нужно срочно отослать инструкции для начальников МАПП, которые помогут им перестроиться под эти процедуры и заново вступить в санкционную войну — уже подготовленными.
Это очень важный нюанс для таможенной перспективы: те, кто сегодня вышел против России на «тропу экономической войны», как раз и были несколько лет назад «архитекторами» переустройства наших таможенных органов. Неудивительно, что они-то прекрасно знают, куда бить, понимают, где и к чему мы не готовы. Вот этому опасному для экономики страны знанию мы и должны противодействовать.
Необходимо ввести применение ряда процедур по заявлению декларанта, применять особый порядок ряда их пунктов на постах фактического контроля или дать возможность их применения вне зависимости от места — то есть, во-первых, изменить ряд порядков мест оформления. Второе: следует пересмотреть перечень административных правонарушений и освободить перевозчиков от ответственности за те из них, которые помогут преодолеть санкции и главное — удержать транзит через нашу страну.
Наконец, в-третьих, следует реально разобраться с «параллельным импортом». У нас есть реестры объектов, и, я считаю, его нужно использовать в полной мере: не следует применять реестр (как вариант — они должны быть из него исключены или их нахождение там приостановлено) для компаний, зарегистрированных в недружественных странах либо имеющих регистрацию в нейтральных или дружественных России государствах, но оформленную лицами, а также организациями из недружественных стран.
В этом случае таможенным органам будет ясна картина в целом, и меры при таможенном оформлении, а также процедура соблюдения прав лиц, находящихся в реестре, также будет прозрачна и понятна. Также на товары из указанных стран не должно распространяться действие статьи 124 ТК ЕАЭС — вне зависимости от того, находится компания в реестре или нет.
Важно только не забывать: любое действие в сегодняшних условиях должно быть направлено на упрощение ведения ВЭД и сохранение стабильности российской экономики, а не на повышение дохода для приближенных «компаний».
И, конечно, нельзя забывать о скорости принятия основополагающих решений. В этом смысле стоит поучиться у партнеров в Республике Беларусь: едва для них отменили возможность осуществлять перевозки по Европе автотранспортом с российскими и белорусскими номерами, как буквально через день в силу вступила «ирано-китайская» схема работы, приняты жесткие решения по отношению к нашим визави и уже готов порядок перегруза. У нас же такая схема пока просто неосуществима, ее воплощению в жизнь помешают реорганизация постов, принятие «особых мер» транзита, направленных на получение «профита» конкретными «приближенными» компаниями. И в этих условиях, уж простите, никакие требования «зеркальных» ответов, на которых настаивает АСМАП, пока неосуществимы, о чем хорошо знают в том числе и наши «партнеры».
У меня нет панических настроений. В таможенном бизнесе я более двадцати лет, так что и видел со стороны, и прошел лично многое — плохое и не очень. Точно знаю: мы опять поднатужимся и все преодолеем, несмотря на многочисленные «палки в колеса» со стороны недружественных стран.
И все же хочу обратиться к руководству ФТС РФ и курирующему их правительственному экономическому блоку: господа, очнитесь! Вы надеетесь, что «все пройдет, уляжется, будет все как прежде» и ничто не помешает и дальше придумывать риски, выполнять планы в ущерб всему таможенному сообществу России, получать премии и личную прибыль? Нет, господа, такого уже не будет никогда. Все изменилось и назад спокойную жизнь не вернуть, поэтому так важно наконец-то «проснуться» — собраться, взять себя в руки и начать принятие быстрых неординарных, но при этом взвешенных решений, полезных экономике страны. Только так мы сможем отбить санкционное давление на Россию. Начните наконец-то прислушиваться к бизнесу! Мы должны работать вместе, только тогда у страны все получится. #bryakingnews
Подписывайтесь на наш уютный Telegram-канал «Брянск.Ньюс», группу «ВКонтакте» «Брянск | News» – ссылки на самые интересные новости и значимые репосты
Обсуждение ( 0 комментариев )