Век Деда: сто лет со дня рождения человека-эпохи Валентина Динабургского

Распечатать эту запись Распечатать эту запись
    0
Век Деда: сто лет со дня рождения человека-эпохи Валентина Динабургского

Легендарному брянскому Деду — Валентину Давыдовичу Динабургскому — 26 июля исполнилось бы 100 (прописью – СТО) лет. Сто лет поэту, участнику Великой Отечественной войны, создателю парка-музея им. А.К. Толстого в Брянске, члену Союза писателей России, заслуженному работнику культуры РФ, лауреату премии А.К. Толстого «Серебряная лира» и премии им. Ф.И. Тютчева «Русский путь», Почётному гражданину города Брянска и Брянского района. Просто Деду — именно так, с большой буквы называли его многие. Он всего полгода не дожил до своего 96-го дня рождения.

Валентин Динабургский родился 26 июля 1922 года в селе Савинцы Сребновского района Черниговской области в семье медицинского работника. В 1930-м семья переехала в Брянск, в посёлок Урицкий (ныне Володарский район). В 1935 году — поселилась в Орловских Двориках Дятьковского района. Учился будущий поэт в Стеклянно-Радицкой школе, затем в посёлке Цементный (ныне город Фокино). С 1939 года стал студентом Карачижско-Крыловского лесохозяйственного техникума.

«Я родился на Украине. Отец мой был фельдшером, мама — домашняя хозяйка. На Украине мы жили до 1930 года, а потом из-за сильного голода семья была вынуждена уехать из этих мест. В России у отца был коллега, с которым они вместе учились. Работал он в больнице посёлка Урицкий. Теперь это платформа Мальцовская. Туда мы и приехали в тридцатом году. Мне было восемь лет… Помню своё первое впечатление от Брянска. На улице Калинина была стоянка извозчиков, услугой которых мы и воспользовались по приезде в город. Мама с моими младшими сёстрами села в коляску. Положили вещи, кое-как устроились. А меня взял к себе на облучок извозчик. То ли цыган, то ли молдаванин — лихой такой, шевелюра чёрная. Тридцать копеек была цена этой поездки. Тогда ещё асфальта не было, и мы ехали по булыжной мостовой. И больше всего меня впечатлило, как искры снопами летели из-под копыт. Я был как заворожённый: ничего, кроме искр, не видел. Таким вот и запомнился переезд нашей семьи в Брянск», — вспоминал Валентин Динабургский, уже будучи знаменитым человеком.

С третьего курса его призвали в действующую армию. Воевал на Северо-Западном, Сталинградском, Степном, 2-м и 4-м Украинском фронтах. Награждён двумя орденами Отечественной войны I и II степени, медалью «За боевые заслуги» и другими боевыми медалями разного достоинства.

Валентин Динабургский сам признавался, что всю его биографию можно разделить на два определяющих этапа: война и создание парка. Из его воспоминаний: «Я видел, как мины калечили моих однополчан, видел смерть таких же, как я, молодых ребят, сам был ранен… А произошло это 2 мая 1942 года на минном поле. Шёл бой, и я почувствовал, что падаю. На несколько секунд потерял сознание. Кто-то подполз ко мне, зацепил за воротник минную кошку и поволок. Помню, как меня положили в телегу и повезли в медсанбат. А там таких, как я, много уже набралось: одни стонут, другие кричат, третьи лежат уже молча… И работает с нами одна девушка — хирург. Молоденькая совсем. Глаза красные, трое суток уже не спала. Халат весь в крови, как у мясника. Я два или три часа пролежал на полу, потерял много крови. Сознание выхватывало действительность эпизодами. Помню, положили меня на стол. Хирург спросила: «Как тебя зовут?» Я говорю:«Валька». А перед этим наблюдал, как раненым ампутируют руки-ноги. Думал, что и сам останусь без правой ноги. Рана была большая — двенадцать сантиметров в длину и четыре в ширину… Следующий эпизод: осколок мины звонко падает на дно эмалированного таза. Когда очнулся после операции, понял: ногу мне не отрезали, слава Богу!»

В 1945 году окончил Харьковское артиллерийское училище, служил в Закавказском военном округе в Армении и Грузии. Уволившись в 1958 году из армии, начал работу научным сотрудником Брянского городского парка культуры им. А.К. Толстого, затем был назначен его директором. За четверть века его работы парк обрёл новый статус и получил широкую известность не только в СССР, но и за его пределами, неоднократно был награждён медалями ВДНХ и вошёл в антологию «Парки мира». В 1960-м в парке был установлен первый в России бронзовый бюст А.К. Толстого.

«Три месяца после демобилизации я просидел без работы. Мне предлагали быть военруком в школе, продавцом скобяных изделий, директором химчистки… По разным причинам я постоянно отказывался. В парк имени Толстого попал совершенно случайно. Эту вакансию приберёг для меня один знакомый полковник. Оклад — 79 рублей 30 копеек. Я подумал и согласился. Хотя в парке до этого момента ни разу не был. Даже с девушками там не приходилось гулять… Назывался я пропагандистом, но целыми днями ходил и ничего не делал. Спрашиваю бухгалтера, завхоза: «Что мне делать-то нужно?» А они: «Ничего не надо». Так промаялся первое время, а потом меня назначили директором парка…

В те времена в парке было очень много цветов, густой кустарник и много глинобитных скульптур: барашек, пионер с отбитой рукой, девушка без весла, безрукая вязальщица… Госпиталь какой-то! А ещё — очень много сухих деревьев. Я подумал, что для начала надо от них избавиться. Когда уже было спилено около десяти деревьев, я обратил внимание, что дерево сухое, а пень живой, тянет влагу. И тогда мне в голову пришла мысль: а что если попробовать из дерева сделать скульптуру? Пошёл во дворец пионеров к руководителю кружка резьбы по дереву Константину Могуту — бывшему архитектору области. Он мне сказал, что на «Дормаше» работают два дизайнера — Игорь Жданов и Виктор Михайлов. Они-то точно возьмутся за эту работу. Идея ребятам понравилась.

С чего начинается сказка? Либо с бабушки, либо с дедушки. На том и порешили: нашли пятиметровое дерево, построили леса, подвели электричество, началась работа. Весной 1960-го пятиметровый бородатый старик с посохом был готов.

Со временем начали экспериментировать. Я предложил в затылок старику вставить радио динамик, прорезать щель во рту и подключить его к радиостанции имени Коминтерна. И наш старик вскоре начал петь по утрам «Интернационал», в течение дня передавал политинформацию… А потом выпросили у кинотеатра старый автоответчик, починили его и наш старик научился обращаться к гостям парка. А говорил он так: «Здравствуйте, люди добрые, здравствуйте! И те, которые приезжие, здравствуйте! И те, которые нашенские, здравствуйте! Рад-радёшенек видеть вас в нашем парке…» Пятьдесят секунд всего была запись, но скольких людей она смогла порадовать!

Все скульптуры родились, по сути дела, в моей голове. Художники приносили эскизы, а я решал, что будем воплощать, а что нет. Каждый год рождалось несколько скульптур. Первая — «Старик», вторая — «Емеля», третья — «Десняночка»…

Но только после появления «Брянской мадонны» наш парк стал знаменитым. Не было газеты или журнала в Советском Союзе, где бы не печаталась её фотография. Но первая публикация появилась всё-таки в немецком журнале: «Новое время». Расскажу предысторию этой легендарной скульптуры. Когда Гагарин слетал в космос, итальянский скульптор Тите Брессани сделал интересную работу: с одной стороны лицо матери, как Вселенной, а с другой — лицо ребёнка, как наша планета. Он вложил глубокий философский смысл в своё творение. Об этом сообщила «Литературная газета». Я вырезал статью, положил её в стол. Тогда я думал, что необходим огромный объём дерева, чтобы реализовать эту интересную задумку. Три года публикация пролежала у меня в столе. А потом вдруг неожиданно пришло решение — разместить изображение не поперёк дерева, а вдоль — вытянуть скульптуру Брессони.

Так появилась «Брянская мадонна»…»

Первые публикации стихотворных произведений Валентина Динабургского относятся к 1937 году. Первая книга стихов «Свидание» вышла в 1962 году. В 1971-м Валентин Давыдович был принят в Союз писателей России. В 1977-м ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Его произведения неоднократно публиковались на страницах брянских газет, издавались отдельными книгами. Он — автор более трёх десятков поэтических и прозаических книг, в том числе «Свидание» (1962), «Аккорд» (1979), «В каждом дереве таится» (1993), «Явь» (1998), «Окаянные сны» (2004), «Лунарий» (2001), «Светла у дерева душа» (2002), «Избранное» (2007), «Грамм улыбки. Юмористические стихи» (2007), «Я иду к тебе… Лирические строки» (2009), «Озарение. Христианские мотивы», «Взгляд из окопа. Стихи, баллады, поэмы разных лет» (2010), «Притяженье сердец. Лирика» (2010), «Человек в тени деревьев» (2010), «НЛО: анфас и профиль» (2011), «Мгновения вечности (2012), «Сердцем слушая природу» (2017).

В его творчестве особое место занимают поэзия и проза для детей. Большой удачей стала его книга «Под зелёным абажуром» (2006), иллюстрированная детскими рисунками. В 2008 году издан сборник «Двухэтажная пава», в котором представлены повести, рассказы, художественные очерки, написанные автором в разные годы.

В 2000-м Валентин Динабургский стал лауреатом областной премии им.А.К. Толстого «Серебряная лира», в 2005 году — лауреатом Всероссийской премии им. Ф.И.Тютчева «Русский путь».

«Как рождаются мои рассказы? По-разному. Например,«Бобыль» мне приснился. Я проснулся и тут же сел к машинке. Написал в одночасье, еле успевая, как под диктовку. А ещё у меня есть повесть «Амнистия», которая начинается такими словами: «Васька Блок, вор-рецидивист…» Это тоже мне приснилось. Сам бы я такого не придумал… Ведь я бесконечно обожаю Блока. Семь дней писал эту повесть, без черновиков и исправлений. Ваську Блока я снабдил своей военной биографией, кроме тюремных историй. Я, в отличие от Васьки, не сидел… Это было продиктовано мне свыше. Повесть вышла в книжке «Когда почернели ромашки». Эта книга — моя военная биография.

Мы живём примитивно и видим мир с одной стороны. Видим только то, что охватывает наш разум. А мир, который подвластен только подсознанию, проходит мимо нас. А ведь он существует и проявляется только в состоянии бреда, клинической смерти и во сне… Иногда во сне приходят интересные строчки. И я знаю, что если их не записать, то они умрут и никогда не вернутся…

В течение моего творческого пути, который измеряется шестьюдесятью с лишним годами, у меня проскальзывали стихи на темы христианства. Тогда я начал пересматривать свой архив, потратил на это четыре часа. И получилось около восьмидесяти стихотворений. Так появился сборник «Озарение». Я убеждён, что существует вселенский разум. Может быть, это и есть Бог. Потому что так рационально, так разумно расставить по местам никакая эволюция не в состоянии…».

Валентин Давыдович Динабургский ушёл из жизни на 96-м году — 17 февраля 2018 года. И как памятник ему – появившаяся шутка, вольная переделка ещё советского анекдота: «Крахмалёв, Сизенко, Войстроченко, Лодкин, Денин и Богомаз – мелкие политические деятели эпохи Динабургского». #bryakingnews

Подписывайтесь на наш уютный Telegram-канал «Брянск.Ньюс», группу «ВКонтакте» «Брянск | News» – ссылки на самые интересные новости и значимые репосты



Обсуждение ( 0 комментариев )

Читайте также