Алексей Карпенко, акционер АО «Новая высота», новый собственник Брянского мясоперерабатывающего комбината (БМПК), рассказал о планах по развитию предприятия изданию «МК в Брянске».
Алексей Карпенко окончил с отличием юрфак МГУ. Имеет диплом с отличием Executive MBA Московской школы управления «Сколково». Начинал в коллегии адвокатов «Инюрколлегия». С 2014 года по настоящее время − старший партнёр адвокатского бюро Forward Legal, специалист по проблемным активам.
– Алексей Александрович, город гудит слухами о судьбе комбината «Царь-мясо». Спасибо, что согласились прояснить ситуацию. Но первый вопрос – почему вы с вашим опытом, весьма далеким от пищевой и сельскохозяйственной отраслей, пришли в этот бизнес?
– Потому что человек всегда будет есть. (Улыбается.) А если серьезно, продовольственный рынок всегда был одним из самых перспективных направлений бизнеса. Сегодня крупные предприниматели в России практически во всех сферах – от телекоммуникаций до металлургии – инвестируют в свои агрофирмы.
Я всегда искал активы, испытывающие проблемы сегодня, но имеющие очень сильное завтра. «Царь-мясо» из их числа.
– «Царь-мясо» – известный бренд. Его изделия хорошо знают. Спрос на мясные изделия, по оценкам аналитиков АТОЛ, вырос в первом полугодии прошлого года в два раза. Откуда вдруг взялись проблемы БМПК?
– Комбинат сам по себе отличное предприятие, которое может развиваться на 5–10 % быстрее рынка. Но руководство набрало кредитов у крупного госбанка – почти на 3 млрд рублей. И не отдало в срок. Под кредиты на развитие комбината и модернизацию собственник заложил свои активы – и личные и собственно комбинат. С начала 2024 года ни на одном собрании учредителей Мухтар Бадырханов лично не присутствовал. Образно говоря, у него остались долги и ключи от бухгалтерии.
– Бадырханов заявляет, что АО «Новая высота» незаконно выкупило у АО «Россельхозбанк» требования по кредитам и получило 50 % его долей в Комбинате.
– Позиция Мухтара Бийгишиевича странная. Никто не заставлял брать кредиты на миллиарды рублей в РСХБ на протяжении ряда лет. Плюс ему никто не мешал расплатиться по долгам, и Банк просил это неоднократно. А я тогда вообще не знал о существовании такого мясокомбината.
Когда мы анализировали ситуацию, то увидели, что в те годы многие компании в стране брали кредиты на развитие производства, а потом успешно их вернули.
И уж точно АО «Новая высота» никак не виновата, что РСХБ в августе 2023 года объявил о дефолте БМПК и досрочном истребовании долга.
– С момента прихода «Новой высоты» на комбинат у вас уже были какие-то рабочие контакты с нынешними собственниками?
– За это время прошло уже 7 собраний учредителей, где обсуждались жизненно важные для комбината вопросы. Например, на последнем собрании 30 января мы подняли вопрос по текущей ситуации с персоналом комбината, штатным составом и необходимостью индексации заработной платы. В апреле по нашей инициативе пройдет еще одно собрание, на котором мы намерены принять решение о повышении заработной платы.
Мы увидели, что сегодня уровень зарплат на БМПК на 30–35 % ниже средней по рынку, и это – основная причина текучки.
Пытались обсуждать вопросы капремонта зданий, выделения на это средств. А это срочные работы. Их нужно уже сейчас начинать! В модернизации нуждается большая часть оборудования и автопарк. Однако в нынешней ситуации мы не имеем возможности это сделать.
– То есть он продолжает вести оперативное управление. Как вы можете охарактеризовать сегодняшнее состояние Комбината?
– Я считаю, что Комбинат в долгах, автопарк требует ремонта, работа с сотрудниками полноценно не ведется. Вот почему вы, например, обратились ко мне, если формально гендиректор Бадырханов? Так эффективный собственник, на мой взгляд, не поступает.
– Почему же Вы, владелец 50 % долей Комбината, не берете управление в свои руки?
– Потому что Мухтар Бийгишиевич подал в суды множество исков и не признает право банка передать долги третьему лицу, в данном случае – «Новой высоте». Нас не допускают к управлению комбинатом.
На днях арбитраж обязал гендиректора БМПК проверить Комбинат у аудиторов, которых мы привлекли. Аудит покажет все проблемы. Если он выявит признаки неправомерных действий с активами, Бадырханова может ждать непростое будущее. Мы же за спокойный переход к позитивному развитию Комбината в интересах и работников, и покупателей.
Еще 5 декабря прошлого года мы написали Бадырханову письмо, в котором предупредили об ответственности в случае выявления неправомерных действий.
Они для подобных ситуаций стандартны: возможно, принятие решений и заключение сделок, направленных на отчуждение активов, возможно, приобретение сырья у сомнительных поставщиков и пр.
– Вы как-то пытались договориться с Бадырхановым, не доводя ситуацию до судебных разбирательств?
– Конечно. Направляли ему письмо с предложением добровольно передать управление комбинатом, а мы, в свою очередь, гарантируем не инициировать против него процедуры привлечения к ответственности. В кредитном договоре предусмотрена личная материальная ответственность Мухтара Бадырханова и еще нескольких людей.
– Что Вы сделаете в первую очередь, когда возьмете управление Комбинатом в свои руки? Что скажете на слухи о массовых увольнениях новым собственником?
– Первое и самое важное – на 30–40 % поднимем заработную плату, это уже закреплено собранием учредителей. Второе: сохраним рабочие места для всех сотрудников как административных, так и производственных подразделений. Пригласим обратно основную часть сотрудников, которые были вынуждены уйти с предприятия. Производство будет расширяться, понадобятся новые рабочие руки и головы, объем инвестиций уже утвержден. В ближайшие 3–4 года планируем вложить в БМПК от 500 миллионов до одного миллиарда рублей.
– В холдинге работает более 700 сотрудников, это 2000 человек с учетом семей. Вы можете обозначить им – чего ждать в ближайшем будущем? Что будет с их предприятием?
– Я сделаю все возможное, чтобы не допустить банкротства Комбината, сохранить производство и коллектив. Я хочу подчеркнуть, что сейчас нет предпосылок для банкротства. Несмотря на то что в суде уже рассматривается 19 дел, ни одно из них не касается банкротства, которое я мог инициировать еще в ноябре прошлого года.
Все споры сейчас – это споры с собственником предприятия. Их быстрое и положительное разрешение позволило бы избежать банкротства БМПК. Успешное производство – это прежде всего люди, поэтому моя первостепенная задача – сохранить коллектив. #bryakingnews
Подписывайтесь на наш уютный Telegram-канал «Брянск.Ньюс», группу «ВКонтакте» «Брянск | News» — ссылки на самые интересные новости и значимые репосты
Обсуждение ( 0 комментариев )