Апокриф брянских студентов-историков советских времён гласит, что брошюра «Ленин и Брянщина», изданная в начале 70-х годов начиналась со слов «Владимир Ильич Ленин никогда не был на Брянщине, но…». Аналогичная история случилась с французским императором Наполеоном Бонапартом – ни Брянск, ни какой-либо другой город на территории современной Брянской области в Отечественную войну 1812 года французскому нашествию подвержены не были, но памятники «избавлению от наполеоновских полчищ» вполне себе наличествуют. В Брянске этот памятник «нематериален» — ежегодно празднуется специальный праздник в честь неслучившегося события, а во Мглине вполне материален – это главная архитектурная доминанта города.
Наполеон и Брянск: желаемое и действительное
Великая армия Наполеона переправилась через Неман 24 июня 1812 года и направилась маршем на Смоленск и далее на Москву. Боевые действия, строго говоря, велись в довольно узкой (в масштабах огромной Российской империи) полосе, а на территории нынешней Брянской области активных боевых действий вообще не велось. Хотя бои местного значения происходили.
Учитывая важное значение Брянска, Трубчевска, Стародуба и других городов края, Наполеон предпринимал таки попытки захватить их. Заняв Смоленск, он тут же послал крупный отряд на Брянск, чтобы уничтожить Арсенал. В краеведческой литературе описывают панику и массовое бегство из Брянска в страхе от возможного приближения к городу войск «Корсиканского чудовища». Но бежали имущие классы, а простой люд остался на месте. Собранное ополчение несло караульную службу в Брянске и окрестностях, поддерживало в городе порядок. Несмотря на все тревоги и подготовку к эвакуации, Арсенал продолжал работать безостановочно, снабжая русскую артиллерию большим количеством орудий. Поддерживался порядок и среди горожан. Основная их масса не покинула города, хотя на всякий случай наиболее ценное из своего имущества жители Брянска попрятали в громадных кирпичных погребах, построенных для нужд Свенской ярмарки. Ну и главное — захватчики встретили решительное сопротивление партизанского отряда из жителей Рославльского и Брянского уездов и вынуждены были остановиться.
После захвата Москвы французское командование пыталось расширить контролируемый район. Французы повели наступательные действия в направлении на Брянск. Нужно было принять срочные меры для его обороны. Кутузов постоянно следил за обороной Брянска, получая донесения от командиров ополченских и партизанских формирований. Но, чтобы еще надежнее прикрыть город, главнокомандующий 19 сентября 1812 года направил для защиты Брянска специальный корпус под командованием генерала-майора Яшвиля. Наполеон бросает через Смоленск на Брянск новые отряды для захвата города. Но русский корпус под командованием Яшвиля разгромил врага вместе с партизанами и очистил от французов Рославльский, Мосальский и Ельнинский уезды, через которые неприятель пытался прорваться к Брянску. После этого Брянску ничего не угрожало, а когда война превратилась в беспорядочное бегство бывшей Великой армии французам стало не то, что не до Брянска, а вообще ни до чего.
Икона-виртуальная избавительница
Выше уже говорилось, что победа Наполеона в Смоленском сражении – точнее, занятие «узурпатором» Смоленска – вызвала панику и массовое бегство из Брянска некоторого количества очень зажиточных людей, чего не скажешь об обычных горожанах. Однако горожане на всякий случай не только попрятали наиболее ценное из своего имущества в громадных кирпичных погребах, построенных для нужд Свенской ярмарки. На всякий же случай вокруг города пронесли чудотворную Свенскую Печерскую икону Божией Матери. Было это 30 (17) августа 1812 года.
Считается, что именно крестный ход, совершённый брянским духовенством вокруг города с этой иконой и стал главной причиной того, что наполеоновские войска, наступавшие на Москву, обошли Брянск стороной. Строго говоря, икона тут ни при чём — Наполеон наступал через Смоленск и Вязьму — города, расположенные в 200-300 км от Брянска. Но когда подобные объективные вещи мешали объявить о свершившемся чуде?
Именно в честь того крестного хода в 1815 году был установлен день почитания Свенской иконы в благодарность за избавление града Брянска от нашествия наполеоновских войск — 17 августа (30 августа по новому стилю). И, если в XIX-XX веках почитание ограничивалось крестными ходами вокруг Свенского монастыря и локальными торжествами, но в начале XXI века духовенство развернулось во всю мощь.
Начиная с 2012 года (года 200-летия Отечественной войны) и до самых коронавирусных времён 30 августа устраивался восьмикилометровый крестный ход от Свенского монастыря до Свято-Троицкого кафедрального собора в центре Брянска (то, что у него совершенно безбожный адрес – проспект Ленина, 56 – скромно умалчивается). Молитвенное шествие из 4,5 тыс. верующих во главе с брянским губернатором и сопровождавшим его сонмом чиновничества, сопровождаемое передвижной звонницей, проходило три круга вокруг Свенского монастыря и проходило по улице Фрунзе, проспекту Станке Димитрова, улицам Пересвета и Красноармейской и проспекту Ленина (все названия кроме улицы Пересвета — сплошь коммунистически-богоборческие, непонятно, как только крестный ход по ним шёл). Последний такой крестный ход в качестве благодарности Пресвятой Богородице за чудесное избавление Брянска от нашествия наполеоновских войск (хотя благодарить надо партизан XIX века) состоялось в 2019 году. Потом случились коронавирусные ограничения и специальная военная операция – и этот нематериальный памятник страху исчез на время из календаря.
Благодарность за избавление от разграбления, которого не было
Монументальный пятиглавый Успенский собор — это символ Мглина, одного из шести самых древних городов Брянщины (Карачев, Стародуб, Брянск, Трубчевск, Севск и Мглин). Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в стиле позднего классицизма является архитектурной доминантой города, занимая самое высокое место в центре.
История собора ведёт свое начало с XVII века. Первоначально на его месте был построен деревянный однопрестольный храм в честь Успения Божией Матери. Антиминс для этого храма освятил Архиепископ Феодосий в 1693 году. Дальнейших сведений об этом храме не сохранилось, но в записях 1767 года сообщается, что на этом месте стоит трёхпрестольная деревянная церковь Успения Божией Матери. Приделы освящены во имя Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы.
Война 1812 года обошла город стороной. Солдаты-мглинчане, как и все, стойко сражались против наполеоновских войск, а мглинская казачья сотня провела всю войну в составе регулярного войска. Но вот страху иудейску перед возможным нашествием страшных наполеоновских полчищ горожане маленького Мглина натерпелись не меньше своих брянских «коллег». И по окончании Отечественной войны крестным ходом не ограничились.
И в 1815 году ни много, ни мало, а «в память об избавлении города от разграбления наполеоновскими войсками и в знак благодарности Господу за спасение» мглинчане решили построить всем миром Успенский собор. Строился он на пожертвования, которые исчислялись полушками, копейками, рублями, десятками, сотнями. Самое крупное пожертвование на строительство храма внес коллежский асессор Григорий Лишин — инициатор народной стройки. Он вложил 10 тысяч рублей ассигнациями и почти столько же — векселями. На эти средства и началось строительство собора, которое продолжалось полтора десятка лет.
К строительству памятника страху «подтянули» даже государя императора Александра I – победителя Наполеона. Осенью 1825 года император Александр I проездом из Санкт-Петербурга в Таганрог остановился на два дня во Мглине – и жители обратились к нему с прошением: «Всеподданнейшие Вашего Императорского Величества города Мглина жители, движимы будучи сердечными чувствами благодарности в Православной Греко-Российской Вере, через ревнителей своих в глазах целого света прославившей любезное Отечество наше и чудесным образом от неприятельского нашествия в 1812 году избавившей град сей, в знак достопамятного события оного, с общего согласия постановили на месте существовавшей ветхой деревянной церкви построить с Божией Помощью и усердием дателей новую каменную трех-Престольную церковь. Благонамеренную такую цель восприняв в заложении храма в 1815 году, благое начало положили, приобретя себе помощника и доброго строителя в коллежском асессоре Григории Лишине, который по временам делал значительные пособия. Но впоследствии возникли, как горы, неудобства. Выстроенная вчерне, почти с куполами, церковь осталась недоконченною, пособия Г. Лишина со смертию его прекратились, а граждане, как от смутных обстоятельств 1812 года, так и от ежегодных неурожаев не оправились. Благоволи, Государь, явить на окончание храма Высочайшую милость…»
Царь обещал помочь. Но из этой поездки императору не суждено было вернуться в Санкт-Петербург живым. В ноябре он умер в Таганроге. И все же прошение мглинчан не осталось без внимания. В 1827 году из кабинета царя было прислано во Мглин пять тысяч рублей ассигнациями на завершение строительства Успенского собора и приобретение колоколов для него. Осенью 1830 года подошли к завершению отделочные работы. Были сняты наружные и внутренние строительные леса. И Успенский собор, обнесённый кирпичной стеною, предстал взору людей во всем величии. В 1830 году, 23 октября храм-памятник избавлению от неслучившегося разграбления был торжественно освящён, и в нем начались богослужения.
Дальше у собора-памятника была, как и у всех церквей российских, непростая судьба. В советское время — в 1929 году — были сброшены кресты с куполов, а также колокола с южной колокольни. Церковное имущество, спасая от уничтожения, разобрали по домам верующие. В тридцатые годы прошлого века были разобраны обе колокольни и кирпичная церковная ограда, собор потерял свой изначальный вид. Главное здание собора не подвергалось разрушению. Поэтому в 1943 году, после наспех проведенного ремонта, без особых затруднений в соборе возобновились богослужения.
В 1957 году при содействии мглинских строительных организаций соборную усадьбу обнесли изгородью из штакетника. Но богослужения совершались недолго — 14 ноября 1961 года вновь началось разрушение собора. Однако разрушен он был вновь не до конца — 18 октября 1988 года было принято решение о передаче здания Успенского собора православной общине. И первое богослужение вновь состоялось в храме 14 октября 1989 года, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Но это уже, как говорится, совсем другая история.
***
Икона-избавительница от нашествия, которого не было, и собор-памятник избавлению от разграбления, которого не было – удивительные исторические артефакты. Французские солдаты всё-таки придут на брянскую землю, но гораздо позже – в годы Великой Отечественной войны. Причём, придут действительно как жестокие каратели: 3-й батальон «Легиона французских добровольцев против большевизма» (Légion des volontaires français contre le bolchévisme – LVF) воевал в составе гитлеровских войск против брянских партизан в окрестностях Мглина (!) и квартировал в окрестностях Брянска (!).
Французские солдаты, что признавалось и их немецкими начальниками, были известны своей недисциплинированностью и мародёрством среди гражданского населения. Возможно, не так уж неправы были горожане XIX века, устроившие памятники неслучившемуся нашествию. #bryakingnews
Подписывайтесь на наш уютный Telegram-канал «Брянск.Ньюс», группу «ВКонтакте» «Брянск | News» — ссылки на самые интересные новости и значимые репосты
Обсуждение ( 0 комментариев )